Табак стал третьей — после лекарств и меховых изделий, категорией официально маркируемых товаров. Ознакомимся со спецификой регулирования их маркировки на уровне принятых властями нормативных актов — в контексте тех задач, что возложены законодателем на производителей и продавцов табачных изделий.
Мы поможем вам:
Зарегистрироваться в системе маркировки
Подобрать необходимое для работы оборудование и ПО
Настроить систему для работы с маркировкой
Обучить сотрудников
Что собой представляет обязательная маркировка
Обязательная маркировка товаров — одна из недавних инициатив российских властей, предполагающая введение в действие общенациональной системы мониторинга оборота различных видов потребительских товаров в целях защиты от контрафакта. К каждому товару (упаковке) должна будет прикрепляться марка, удостоверяющая его оригинальное происхождение (а также позволяющая отследить весь путь его перемещения от производителя или импортера до конечного потребителя).
Следует отметить, что маркировка товаров не имеет прямого отношения к размещению на них акцизных марок (которые, в частности, размещаются на тех же табачных изделиях). Дело в том, что акцизные марки призваны решать задачу, связанную с отслеживанием фактов своевременной уплаты поставщиками подакцизных товаров предусмотренных законом платежей в бюджет — то есть, собственно, акцизов. Косвенно эти факты, безусловно, подтверждают оригинальность товара (поскольку именно легальный поставщик в общем случае будет платить акциз).
Но развертывание инфраструктуры маркировки предполагает масштабы, выходящие далеко за пределы рынков подакцизных товаров: ожидается, что это будет самостоятельный, крупнейший сегмент государственного мониторинга розницы, который практически наверняка будет функционировать и юридически и технологически обособленно от инфраструктуры мониторинга подакцизных товаров.
Как организуется маркировка на производстве?
В обязанность каждого производителя вменяется получение в ЦРПТ маркировочных кодов и их нанесение на упаковки, после чего в систему МОТП должна быть направлена вся информация о старте перемещения промаркированной продукции на товарный склад. Первичная документация должна содержать данные об использованных штрих кодах.
Что необходимо учитывать оптовикам и дистрибьюторам?
Вся имеющаяся на товарном складе табачная продукция подвергается проверке на соответствие штрих-кодов предоставленной документации. В инфосистему маркировки сигарет и оборота МОТП подаются все данные, касающиеся изменения правообладателя товара. Реализация партий товара розничным торговым точкам отражается в отчетных документах. Потери и брак также отражаются в системе, автоматически исключая коды маркировки из оборота. Кроме того, оптовикам необходимо позаботиться о консолидированных документах на коробки с промаркированными товарами.
Нюансы розничной реализации
Поступающая на реализацию продукция обязательно проверяется на наличие и соответствие маркировочных сведений, а в ИС МОТП подаются данные, касающиеся смены правообладателя товара. После этого потребитель может приобрести продукцию. Сведения, поступающие из точки торговли посредством ОФД, позволяют вывести из оборота уникальную маркировку товара и списать его кодовое значение.
Гражданский контроль
Покупатели могут и должны осуществлять самостоятельную проверку легальности приобретаемых табачных изделий. Коды, указанные на упаковке товара, могут быть отсканированы при помощи смартфона, что позволит ознакомиться с информацией о происхождении и производителе, сроках годности. При наличии несоответствия отправляется сообщение в ИС.Как работает маркировка табака
Информация о произведенной продукции будет прослеживаться на протяжении всего жизненного цикла - от производства (импортирования) до продажи конечному потребителю в розничном магазине, либо иному выбытию, например, списанию в результате порчи.
На каждой пачке сигарет будет нанесен двухмерный код формата Data Matrix. В коде шифруется следующая информация:
- наименование марки сигарет;
- дата производства;
- место производства;
- время выработки.
Подделать или скопировать такой код невозможно. Защита от подделки обеспечивается за счет применения уникального кода проверки.
Штрихкод включает в себя код идентификации товара: индивидуальный номер товарной позиции в едином каталоге и уникальный код экземпляра товара, а также зашифрованный криптографией код проверки, генерируемый оператором системы.
Маркировка упаковки Маркировка паллеты
Особенности маркировки табачной продукции
Маркировка подакцизных товаров выглядит следующим образом. Производителю нужно снабдить цифровым кодом Data Matrix товар. Нанести его можно на боковую либо нижнюю часть упаковки: пачки, целого блока. Далее система отслеживает полный маршрут подакцизных товаров, подлежащих маркировке, начиная от изготовителя и вплоть до конечного покупателя. При этом в торговой точке сканирование выполняется 2 раза: перед приемкой продукции и на кассе. Наличие фискального накопителя, установленного в онлайн-кассе, исключает возможность продажи нелегальных товаров.Проверить поступившую продукцию не так сложно. Потребуется лишь обнаружить, где находится цифровой код Data Matrix, и просканировать его. Полученные коды далее следует сравнить с кодами маркировки, отмеченными в приходной документации.
При расхождении данных запрещается принимать табачную продукцию.
Обязательно ли использование сервиса ЭДО?
Да, использование инструментов электронного документооборота обязательно для осуществления функций передачи в систему сведений о приемке-передаче маркированных товаров.
Система предусматривает обеспечение прослеживаемости товаров. Прослеживаемость обеспечивается рядом механизмов, в том числе, для прослеживаемости перехода права собственности — передачей в систему информации о смене собственника с использованием УПД в электронном виде.
Участникам оборота для работы с маркированными товарами понадобится:
- Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП). Она нужна для регистрации и входа в систему маркировки
- Товароучетная система
- Фискальный регистратор
- 2D сканер штрих-кода для приёма и розничной продажи маркированного товара
- Терминал сбора данных, если реализуются большие партии маркированного товара. Это ускорит инвентаризацию.
- ПО для работы с ТСД
- Обновление товароучетной системы и прошивка кассы для работы с маркировкой
- Электронный документооборот
Подобрать наиболее подходящее решение для вас
Зарегистрироваться в системе маркировки
Подобрать необходимое для работы оборудование и ПО
Настроить систему для работы с маркировкой
Обучить сотрудников
Обращайтесь по номеру +7 (4742) 20-33-90
За работу без маркировки - штраф и компенсация
В случае несоблюдения требований об обязательной маркировке продукции организации несут как административную, так и уголовную ответственность.
Штраф для физических лиц составляет от 2000 до 4000 руб., индивидуальным предпринимателям размер составляет от 5000 до 10 000 руб., для юридических лиц – от 50 000 до 300 000 руб., так же с изъятием непромаркированной продукции.
Уголовная ответственность наступает, когда стоимость непромаркированной продукции превышает крупный размер (1,5 млн руб.) — штраф в размере до 300 000 руб. или лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 000 руб.